Главная
(495) 740-43-40
доб. 13-10
Регистрация

Совершенствование подготовки специалистов по информационной безопасности в учебных центрах на основе E-learning технологий

08.12.2013

Совершенствование подготовки специалистов по информационной безопасности в учебных центрах на основе E-learning технологий

А. М. Кочуров, к. т. н.
А. К. Лобашев, к. т. н., доцент
С. Б. Вепрев, д. т. н.

Одной из кардинальных мер по повышению качества и эффективности преподавания в области защиты информации является применение новых образовательных технологий, в частности, так называемой E-learning технологии, ставшей во многих странах политической образовательной стратегией на многие годы.


Современный этап развития российского общества характеризуется существенным возрастанием роли и актуальности проблем обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Особенно показателен этот процесс для сферы информационной безопасности (ИБ), которая за последнее десятилетие вышла из области компетенции специальных служб и превратилась в мощный сегмент рыночной индустрии современных информационно-телекоммуникационных технологий.
В связи с тем, что информация является предметом собственности (государства, коллектива, отдельного лица), неизбежно возникает проблема угрозы безопасности этой информации, заключающейся в неконтролируемом ее распространении, в хищении, несанкционированном уничтожении, искажении, блокировании доступа к информации. Следовательно, возникает проблема защиты информации (ЗИ) и ее носителей от несанкционированных воздействий, а также предотвращения других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы на государственном уровне (защита государственной тайны), в среде свободного предпринимательства, а также в сфере противодействия криминалу.
Проблема ЗИ резко обострилась с развитием конкуренции в среде свободного предпринимательства. Как известно, крупномасштабной задачей в этой области становится борьба с промышленным (экономическим) шпионажем, распространению которого способствует широкое применение для обработки информации средств вычислительной техники, создание вычислительных сетей, систем, баз данных, многочисленных средств передачи информации. Промышленный шпионаж ведется с целью завоевания рынков сбыта, исключения технологических прорывов конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов и т. д. Как показывают исследования, масштабы промышленного шпионажа постоянно растут. По оценкам ФСБ России, каждая вторая российская фирма занимается промышленным шпионажем, а конкуренты ведут против нее ту же деятельность [1]. По экспертным оценкам, на долю экономического шпионажа приходится 60 % потерь предприятия от недобросовестной конкуренции.
С другой стороны, проблему ЗИ в рамках противодействия криминалу напрямую можно рассматривать как один из способов защиты должностного лица от его физического устранения. Хорошо известно, что при подготовке к покушению на жизнь предполагаемой жертвы ведется сбор комплексной информации как о конкретном лице и его окружении, так и об организации, в которой он работает. Одним из способов получения такой информации являются технические каналы утечки информации, в том числе и телефонные. В этой связи, отметим последнее «резонансное» преступление – убийство заместителя председателя Центробанка РФ А. А. Козлова, подготовка к которому, как показало предварительное расследование, проводилась с использованием методов прослушивания телефонных разговоров [6].
Общепризнанно, что эффективность ЗИ во многом определяется, прежде всего, так называемым человеческим фактором, в качестве одной из характеристик которого выступает уровень профессиональной подготовки сотрудников. Как показывают исследования проблем ИБ, задача создания системы планомерной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров играет (наряду с организационно-техническими аспектами ЗИ) весьма важную роль.
Именно поэтому в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации развитие системы обучения кадров, работающих в области обеспечения ИБ, отнесено к числу первоочередных мероприятий по реализации государственной политики в рассматриваемой сфере.
Отметим, что проблема повышения уровня подготовки кадрового потенциала является важнейшей для государственной системы технической ЗИ. Так, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации необходимыми требованиями и условиями осуществления лицензируемых видов деятельности в области технической ЗИ является наличие у специалистов организации-лицензиата, либо соответствующего высшего профессионального образования, либо удостоверения о специальной переподготовке по вопросам ЗИ. Такие требования введены в связи с наличием определенного дефицита квалифицированных кадров по обеспечению безопасности современных информационных технологий.

Система подготовки и повышения квалификации специалистов по ИБ и ее особенности

В общей структуре ИБ кадровое обеспечение является самостоятельной системой. К настоящему времени в России сложилась система подготовки и повышения квалификации специалистов в области ИБ, прежде всего в ее естественнонаучных и технических составляющих. Эта система опирается на [2]:
• Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области ИБ, созданное на базе института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России (ИКСИ) – более 60 вузов;
• УМО на базе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) по тематике ИБ – более 30 вузов;
• более 30 региональных учебно-научных центров по проблемам ИБ с головным вузом МИФИ, созданных Минобразованием России в 1997 году совместно с ФСТЭК России, ФСБ и рядом других органов исполнительной власти. 

Мнения экспертов показывают, что многие государственные вузы, работающие в этой области знаний, достаточно консервативны (и долгосрочны) и в силу своей сложной иерархической структуры не могут своевременно реагировать на потребности рынка и быстрое развитие современных технологий в области ИБ. По экспертным оценкам, студентам некоторых вузов предлагают знания 7–8 летней давности [5]. Кроме этого, в настоящее время продолжает ощущаться нехватка подготовленных квалифицированных специалистов в области ИБ. Одной из причин сложившейся ситуации, на наш взгляд, является то, что современная действительность в сфере информационных (в том числе образовательных) технологий отстает от тех колоссальных изменений, которые произошли в мире. Это связано с резким увеличением степени обновления информации. Так в 70-е годы информация удваивалась за 10 лет, в 80-е – за пять, а в 90-е – ежегодно. Сегодня же счет идет на месяцы.
Поэтому, начиная с 1998 года, стали создаваться учебные центры (УЦ) по повышению квалификации специалистов при ведущих коммерческих фирмах в области ИБ. На сегодняшний день, таких центров насчитывается более 10.
Обладая набором высоклассных специалистов (включая ведущих разработчиков аппаратуры защиты информации), широкими техническими возможностями в области высоких технологий и возможностью быстрого реагирования на потребности рынка в области ИБ, многие из этих УЦ вышли на передовые позиции в образовательной сфере. Основные формы обучения в них сводятся к следующим:
• базовые (или специализированные) курсы краткосрочного обучения продолжительностью не менее 72 часов;
• целевые семинары на базе учебных центров продолжительностью 2–3 дня;
• курсы (семинары) по заранее согласованным с заказчиком программам (в том числе выездное обучение);
• дистанционное обучение.
Данные формы обучения отличаются высокой гибкостью и позволяют охватить базовые (основные) вопросы курсов и рассмотреть встречные «животрепещущие» вопросы слушателей. Поскольку к проведению занятий привлекаются, в том числе, и «уникальные» специалисты, работающие в области ИБ своей отрасли, а именно представители компаний (например, разработчики новой аппаратуры). Как показывает опыт преподавания, эффект от проведения таких занятий достаточно весом, так как слушатели могут получать необходимые знания из «первых рук». Проведение занятий на таких курсах сопровождается демонстрацией последних «фирменных» достижений.
Несмотря на вышеперечисленные преимущества обучения в УЦ, в них существуют резервы по повышению эффективности обучения. Прежде всего, это связано с освоением слушателями сложных современных технических средств, в том числе автоматизированных, предназначенных для проведения специальных исследований, специальных обследований и проверок. Во многом оставляет желать лучшего и освоение слушателями «процедурных» вопросов по аттестации объектов информатизации, практических аспектов проведения поисковых мероприятий и т. д. К тому же постоянно обновляющиеся нормативно-методическая база в данной области и технические средства ЗИ требуют систематического «переобучения».

Перспективы применения E-learning технологий в образовательном процессе учебного центра

Проведенный анализ передовых форм обучения показывает, что в качестве одной из кардинальных мер по повышению качества и эффективности преподавания в области ЗИ, является применение новых образовательных технологий, а именно, так называемых E-learning (электронных) технологий. Как утверждают эксперты, к 2010–2012 годам такие технологии обучения составят 70 % от общей образовательной деятельности. Специалисты утверждают, что E-learning – политическая «образовательная» стратегия на многие годы. В странах G8 обучение по этой технологии стало приоритетом на пути адаптации национальных образовательных систем к условиям информационного общества. Отмечено, что возможности повышения уровня образования с помощью E-learning практически безграничны. По оценке экспертов, 80 % нового качества образования заложено в E-learning, а 20 % – во всех остальных формах обучения [5].
Как известно, технология E-learning зарождалась как система поддержания дистанционного обучения, а потому предполагает предоставление слушателю учебных материалов, обязательное общение слушателя с преподавателями по электронной почте как в режиме on-line, так и интерактивно.
Проведенный нами контент-анализ предполагаемых преимуществ технологии E-learning при внедрении ее в процесс обучения УЦ позволил выявить следующие достоинства:
• слушателям представляется «уникальная» возможность работать по индивидуальному графику обучения;
• появляется возможность создания постоянно действующей (практически «пожизненной») системы повышения квалификации, при которой слушателей можно знакомить с новинками по тематике обучения в режиме on-line;
• при наличии детально разработанной методики обучения по технологии E-learning можно преподавать практически все курсы без ограничений;
• для слушателей сокращается время, требуемое для пребывания в УЦ;
• значительно возрастают возможности УЦ по обучению слушателей без увеличения учебной площади.
Отметим, что основным условием успешности внедрения технологии E-learning в учебный процесс является тщательная подготовка методических материалов, включая тестовые вопросы.
Вкратце рассмотрим «сущность» и алгоритм осуществления технологии E-learning. (Пример конкретной реализации рассматриваемой технологии будет приведен далее в одной из статей). Как известно (4), в общем виде задачи обучения включают четыре уровня (ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ИМЕТЬ НАВЫКИ), которые выполняются комплексным проведением различных способов занятий, методов и средств обучения слушателей. А именно, реализация целевой установки «ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» осуществляется путем лекционного обучения слушателей, целевой установки «ЗНАТЬ» – путем последовательного лекционного обучения и групповых занятий, целевой установки «УМЕТЬ» – на практических занятиях. Наконец, реализация целевой установки «ИМЕТЬ НАВЫКИ» осуществляется на практических занятиях с элементами творческого подхода к решению поставленной проблемы.
На наш взгляд, при практической реализации технологии E-learning усвоение учебной «лекционной» составляющей первых двух уровней (ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЗНАТЬ) должно выполняться в «домашних» условиях с использованием главным образом высланных слушателю из УЦ методических материалов. С учетом опыта преподавания, усвоение первых двух уровней может занимать достаточно длительное время (на некоторые темы – до нескольких дней). В связи с этим проработку «лекционного» материала «удобнее» производить «в домашних условиях» с затратой того периода времени, который необходим слушателю для усвоения темы. Далее производится тестирование «изученной» тематики по предложенным вопросам, высланным УЦ в методических указаниях. Результаты тестирования высылаются слушателем по электронной почте в адрес УЦ и засчитываются преподавателем как зачет (или незачет) по темам изучения. В случае получения отрицательной оценки слушатель продолжает совершенствование своих знаний в домашних условиях.
Отметим, что в процессе изучения проблематики курса у слушателя могут быть и «встречные» вопросы. Безусловно, на эти вопросы преподавателю необходимо давать соответствующие ответы по электронной почте (как в режиме on-line, так и интерактивно). Не исключен вариант и устного общения со слушателем, но основной упор при осуществлении технологии E-learning должен быть сделан именно на самостоятельное изучение тем (повторяем – при наличии четкого методического обеспечения) и тестирование по пройденному материалу.
Реализация технологии E-learning, направленная на усвоение учебной «практической» составляющей (уровней УМЕТЬ, ИМЕТЬ НАВЫКИ) должна выполняться в условиях нахождения слушателя в УЦ. При этом слушатель с учетом успешного тестирования на «теоретическом» уровне уже готов к усвоению предложенного в тематике раздела. Прибывая в УЦ, он «вплотную подключается» к техническим средствам по тематике курса, отрабатывая при этом различные тактические варианты (приемы) работы с аппаратурой. Наличие в УЦ соответствующих полигонов дает возможность слушателю, к примеру, практически отработать сложные темы по проведению специальных исследований, специальных обследований и проверок и др.
В порядке обмена опытом отметим, что в ряде УЦ уже постепенно внедряются технологии E-learning, которые дают хорошие результаты. Например, такая технология частично применяется при проведении занятий по сложному и востребованному в настоящее время курсу «Защита от утечки информации по техническим каналам», включающему 22 темы. По данному курсу, в порядке апробации технологии E-learning, разработано учебное пособие с кратким содержанием изучаемой тематики, которое высылается по электронной почте слушателям для «домашнего» изучения учебного материала, отработки представленных тем и обязательного тестирования изученных тем. В дальнейшем нами намечается методическая подготовка и перевод на технологии E-learning других курсов.
В заключение следует отметить, что представленные в статье материалы показывают актуальность рассмотрения системы подготовки специалистов по ИБ в УЦ и перспективы ее совершенствования на основе E-learning технологии. Проведенный контент-анализ преимуществ технологии E-learning при ее внедрении в процесс обучения УЦ позволил выявить «неоспоримые» достоинства таковой. Как показала апробация данного направления, представленная технология подготовки специалистов позволяет качественно повысить уровень научно-методического и информационно-аналитического обеспечения и может быть представлена как долговременная программа для дальнейшего совершенствования учебного процесса в УЦ. 

ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В. В. Комплексный подход к обеспечению бизнеса предприятия сотовой связи – перспективный путь решения проблем. Информационно-практическое руководство. – М: 2004.
2. Информационная безопасность. Т. 8. Оружие и технологии России. Энциклопедия 21 век. Под общей редакцией Министра обороны РФ Иванова С. Издательский дом «Оружие и технологии», – М: 2003.
3. ЦБИ «МАСКОМ». Каталог 2006 г.
4. Бузов Г. А., Лобашев А. К. Концептуальные основы подготовки специалистов по информационной безопасности // Защита информации. Инсайд. № 6, 2005.
5. Тихомиров В. П. E-learning – основа новой технологии // ИнформКурьер-Связь. № 7, 2006.
6. Московская городская газета «Метро» за 15 сентября 2006 г.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика